Суббота, делать нечего, сидеть дома скучно. По новой дороге с двумя названиями — СВХ и МСД в одиночку поехал в Измайлово взглянуть вблизи на творение бывшего мэра Москвы Лужкова — Измайловский Кремль, годы постройки 1998-2007. Да и рядом пара интересных объектов.
14 сентября. Порог неба (Стур-Дигора) – поляна Азау.244 км.
А утром пейзаж здорово изменился. Если вчера вокруг нас были горы с заснеженными пиками, то сегодня снег устроил наступление по всему периметру. Граница белого сильно понизилась, даже как будто морозной свежестью дохнуло. И снова пасмурно.
12сентября. Озеро Кезеной-Ам – Порог неба (Стур-Дигора). 391 км.
Километраж должен быть значительно меньше, но мне приспичило на машине проехать через перевал Цей-Лоам и заодно мимо башенного комплекса Эгикал, удлинив маршрут на 70-80 км и ощутимо прибавив по времени.
А сперва утро. Сногсшибательно безоблачное. Уже отвыкли от такого. Пока пропустившая первые лучи соня досматривает сны у меня утренний пленэр. Мы немного в котловине, поэтому вроде светло, но само озеро еще в тени. Оно удивительно прозрачно. Я вчера интересовался на предмет возможности искупаться, температура воды нас не пугает, но был получен категорический отказ. Запрет купания мотивируют всё той же холодной водой, велик риск утонуть и случаи, по словам администрации, были. Сильно подозреваю, что дело в республиканском дресскоде.
08 сентября. Дербент – Гуниб. 182 км.
Утро намекнуло на солнце. Даже где-то над морем что-то посветлело, но обнаружилось, что мы еще здесь и снова вернулась пасмурность, а за ней и дождь.
05 сентября. Махачкала — Дербент. 156 км.
Махачкала это лишь маленькая остановка. Основная цель – Дербент. Причем Дербент пляжный. А между тем погода далека от солнечной. И сегодня-то хмуро, а завтра дожди и прохладу обещают. Местные радуются, наконец жара ушла (+42 накануне было), а нам совсем некстати. Максимально быстро собираемся и мчим навстречу пляжу в попытке застать хоть немного тепла.
Не вышло. К нашему приезду солнце окончательно спряталось за тучи, уступив место сильнейшему ветру. Помехой для купания это не явилось. Всё равно мы окунулись в пенистые волны. Причем в сравнении с температурой воздуха, море реально обжигало.
Это направление давно стало популярным. Так с чего бы не поддаться общим настроениям. Решили, что начало сентября – самое, что ни на есть, лучшее время для этого вояжа. Дабы разнообразить поездку маршрут был спланирован круговой с заездами в разные интересности на обратном пути. Салтыковка – Элиста – Махачкала – Дербент – Гуниб – Сулакский каньон – озеро Кезеной Ам – Дигория – Эльбрус – Пятигорск – Салтыковка. Так что Дагестан (в частности Дербент) выглядит лишь самой дальней точкой поездки, а не исключительной целью.
Подготовив внушительных размеров талмудик с распечатками о посещаемых местах, скачав карты нужных республик и областей, мы тронулись в долгожданный отпуск. Вдвоем. Я, в качестве водителя, гида и ответственного члена экипажа, и Света — беззаботный путешественник.
р.Кужуртубулак — урочище Чокпартас (Шокпартас) — пешком: 10,5 км.
«Кипяток для кофе гоооотоооов!» — за несколько минут до звонка будильника раздался призыв Димы, пора вставать.
Как ни странно, в эту ночь удалось даже выспаться и отдохнуть. Обычно после первого ходового дня вечером и наутро ломает все тело, а ноги либо не сгибаются, либо подгибаются сами по себе. В этот раз все обошлось лайтом, из палатки выползла вполне живым существом.
Утро встретило хорошей погодой. Солнце и ветер даже позволили высушить палатку от утреннего конденсата.
19 сентября. Буддизм.
Ночлег 9 баллов, единственное неудобство — теснота, вставая с унитаза, ударяешься башкой об полотенцесушитель.
Кафе закрыты, покатили на север с надеждой позавтракать в дороге.
Граница Дагестана и Калмыкии — на посту тормознули нас, вышли из машины, прошли через металлоискатель и проверку паспортов.
Дорога от Артезиана на Комсомольское убитая судя по первым сотням метров, развернулись, пошли в обход, через дорогу на Лагань, местами покрытие тоже не сахар; пожевали то, что нашли в машине — виноград, яблоки. Позавтракать нормально смогли только в Комсомольском три часа спустя после выезда. Там же видели двух верблюдов — вся животная экзотика Калмыкии.
15 сентября. Астрахань.
Встали утром, поехали в центр и только тут поняли, что время убежало вперёд на час.
Кремль, мягко говоря, не произвёл впечатления, осмотрели. Ушли. Дома прошлого и позапрошлого столетия нуждаются в косметическом ремонте.
12 сентября. Степь да степь кругом. Снова.
Утро началось с измерения температуры, 37,8. Дилемма — или возвращаться домой, или продолжать путь. Оптимизм больной перевесил. Антибиотик из местной аптеки должен был помочь вместе с арбузно-виноградной диетой, в которую добавились и другие фрукты.
Оценка ночлега 8 баллов, маленькая треугольная раковина не давала возможности полноценно умыться и помыть арбуз. Да и вырубка света вечером на час не добавила вистов отелю.
Утром овцы пришли пожевать горсть оставшейся зелёной травы, остальная жёлто-серая, выгоревшая.
Часть 1. Самолетом, пароходом… ой, паровозом, автобусом и хлебобулочным изделием (Дорога 4200 км за 3 дня).
г.Санкт-Петербург — г.Новосибирск — самолет, 3100 км
г.Новосибирск — г.Бийск — поезд, 370 км
Как-то так получается, что во все свои путешествия на восток я отправлялась ночными авиарейсами. И в этот раз тоже. Даже выработалась традиция — отрываться в отпуск прямо с рабочего места, по завершению рабочего дня. Очень удобно — снять каблуки, нацепить рюкзак и с напутствиями с оттенком легкой зависти коллег отправиться в аэропорт.
Другая традиция — обязательно выпить капучино с видом на летное поле. Это как на дорожку посидеть.
Потом садишься в самолет, и он превращается в машину времени, которая относит тебя в будущее. В будущее потому, что то время, в которое ты попадаешь, в твоем городе наступит только через несколько часов. Вот и получается, что из самолета выходишь как бы в будущем.
8 сентября. «На поле танки грохотали...»
Оценка гостиницы 9 баллов, из недочётов — после принятия душа и выключения кранов капала вода маленьким водопадиком, в остальном хорошо.
Навалилось какое-то утреннее невезение — кофейня закрыта из-за отсутствия света, столовые поблизости или прекратили своё существование, или перекрасились во что-то другое. Кое как выпили капучино с пирожным, поехали на прощальный круг по городу. Часть светофоров не работала, стояли регулировщики; вкупе с утренними заморочками и вчерашним отказом навигатора появились мысли об аномальности зоны.
Памятник «честному гаишнику» на круговом движении заставил задуматься, что он один такой из всех, кто работает в данной профессии. Тогда как же работают остальные?