Город, живущий вне времени и сезонов / Блог принадлежит: fdiogen / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Город, живущий вне времени и сезонов

(Каир глазами казахстанца)



В Каир мы въезжали рано утром, после многочасовой и довольно утомительной поездки по Синайской пустыне.
Темнота за окном, слегка разбавленная огоньками каких-то небольших бедуинских поселений, постепенно вводит в некое подобие транса. Когда проводишь всю ночь в дороге, к утру сон начинает смешиваться с явью. Автобус идет плавно, мотор журчит тихо, а настроение как раз утреннее, то есть до конца сам не поймешь, проснулся ты уже или нет…
Фрагментами из такого полусна-полуяви остался в памяти момент проезда тоннеля под Суэцким каналом. Этот знаменитый бесшлюзовый судоходный канал связывает Средиземное и Красное море, а его зона считается условной границей между двумя материками: Африкой и Евразией.
Автомобильный туннель с двухсторонним движением, проходящий под дном Суэцкого канала и соединяющий Синайский полуостров и континентальную Африку, начал действовать еще в 1981 году. Помимо технического совершенства, позволившего осуществить столь сложный инженерный проект, туннель отличается своей монументальностью, а также имеет огромное стратегическое значение, по праву считаясь достопримечательностью Египта. Только преодолев его, мы географически оказываемся в Африке.
Впрочем, по-настоящему просыпаться я начал только на подъезде к столице Египта, и поэтому грандиозный тоннель увидел, по сути, только вполглаза.
Ну и ладно. Уж чего-чего, а всякого рода достопримечательностей в Египте, как известно, хватает. Впрочем, речь у нас сейчас пойдет вовсе не о пирамидах.
Если кому интересно, то своими впечатлениями по поводу знаменитых пирамид Гизы и удивительных древних артефактах, выставленных в Египетском национальном музее, я уже как-то делился («Пирамиды в моем рюкзаке», январь 2019 г.)
Но стоит подробнее рассказать и о самом городе. Каир, безусловно, того заслуживает. Название столицы Египта, между прочим, в переводе с коптского означает: «сокрушитель людей». Имеется и арабский вариант названия столицы — Эль-Кахира, что переводится как «победоносная».
Мне почему-то кажется, что копты – которые, собственно, и считаются прямыми потомками древних египтян – отразили в своем определении, вполне возможно, какую-то глубинную суть этого крайне своеобразного города…
Шоссе от Суэца в столицу, конечно, не такое пафосное, как то, что идет от Каира на Александрию, но движения по нему куда больше. Суэц не порт и не курорт, а всего лишь маленький город с военной базой, замыкающий южный выход из Суэцкого канала, не более. Так что тянется оттуда обычная двухрядная дорога, идущая через поля, без всяких декоративных пальм по обочинам. И едут по ней все больше грузовики, тяжелые, груженые и неторопливые, так что постоянно приходится их обгонять, выискивая прорехи во встречном потоке. За 140 километров движения по этому шоссе можно от души нанюхаться дыма из выхлопных труб.
Африка на первый взгляд оказывается точно такой же, как все места, которые мы проезжали часом-двумя ранее, еще по Азии – все тот же песок и невысокие горы, абсолютно лишенные каких-либо признаков растительности. Просто красновато-желтый песок на все четыре стороны света, с редкими зелеными оазисами там, где по каким-либо причинам обосновались люди. И еще длинные сплошные заборы вдоль трассы: периметр Суэцкого канала на многие километры вокруг окружен воинскими частями.
Естественно, и упомянутый мной тоннель под Суэцким каналом имеет строгую пропускную систему. Перед тем, как въехать под его своды, мы долго стояли на очередном блок-посту, где экипированные по полной программе военные проверяли документы.
Ближе к столице закончились поля и потянулись по обеим сторонам шоссе фабрики и склады пригородной зоны города. Теперь дорога вся исчерчена полосами тени от высаженных вдоль нее пальм, и даже кажется порой, что едешь сквозь стробоскоп — в глазах мельтешит.






Ранним утром особенно наглядно видно, как начинает биться пульс гигантского города. Чем ближе к центру, тем больше машин на дороге. А город, я знаю, еще и полон туристов, и просто приезжих по разным делам, а также тех, у кого много свободного времени. Пока подобной публики, конечно, совсем не видать. Но ближе ко второй половине дня эти люди начнут заполнять рестораны, клубы, кабаре, уличные кафе на верандах, театры и все прочее, что может предложить им Каир.
Но даже несмотря на ранний час, машин на улице и людей на тротуарах уже хватает. Столица Египта, пожалуй, почти никогда не спит в полном смысле этого слова. Разве что совсем ранним утром жизнь замирает ненадолго, чтобы вскоре взорваться кипением рабочего дня. Но потом очередной трудовой день обязательно превратится в шумный вечер и не менее шумную ночь, чтобы снова, ближе к следующему рассвету, ненадолго затихнуть.
Вечером этот город разгульный, а сейчас, поутру, он сугубо рабочий. Уже катят по улицам развозные фургончики с эмблемами оптовых продавцов на бортах, деловито фырчат грузовики, стучат копытами ослики совсем уж мелких торговцев. У тротуаров начинают парковаться обычные, принадлежащие конторскому люду, машины – которые к вечеру сменятся уже машинами дорогими, принадлежащими совсем другим людям.






Жара в полную силу пока не навалилась, через приподнятое боковое стекло у водителя в салон задувает приятный ветерок. Но ближе к полудню припечет всерьез. Именно поэтому черные автомобили, весьма популярные в наших краях, здесь не слишком-то в почете. Не берут черные машины в первую очередь потому, что в них после нескольких часов стоянки на солнце почувствуешь себя, как в печи.
Каир расположен на широте примерно 30 градусов к северу от экватора и находится на южной границе субтропического пояса. Похожий по режиму температур климат имеет, к примеру, Лос-Анджелес. Правда, осадков в Каире выпадает намного меньше. Зима в городе тёплая, а лето очень жаркое, температура нередко зашкаливает за 40 градусов. Днём даже зимой температура обычно превышает 20 градусов, ночью же «холодает» примерно до плюс 10.
Поскольку город находится вблизи пустыни Сахара, осадки выпадают действительно очень редко — климат засушливый, Но если уж выпадают, то интенсивно, время от времени вызывая наводнения. За год выпадает примерно 24 миллиметра осадков, что делает Каир одним из наиболее сухих крупных городов мира.
Старый Каир разместился на восточном берегу реки. Эта часть города очень разнообразна: на протяжении веков она застраивалась беспорядочно, здесь находятся узкие улочки и перенаселённые многоквартирные постройки. Если в западном Каире преимущественно правительственные здания и современные архитектурные ансамбли, то в восточной части возвышаются десятки старых мечетей, а также главная башня, которая может служить ориентиром.
Город разрастался к западу, захватывая сельскохозяйственные земли, примыкающие к Нилу. Ещё в середине XIX века египетским правителем Исмаилом-Пашой в западных районах велась застройка по образцу Парижа. Здесь уже широкие бульвары и несколько относительно небольших парков. В таких районах со временем стало наблюдаться предельно эклектичное смешение всех европейских культур и стилей в одном котле.
Все это интернациональное архитектурное благолепие бесконечно плавится под жарким, как лампа стоматолога, африканским солнцем. Выплеснувшийся сюда в свое время поток Европы и Америки смыл то, что существовало тут раньше, без всякого следа. И если бы не жара, то трудно даже поверить, что еще сотню лет назад место выглядело вполне себе типичным Египтом. В каком-то смысле местность здесь потеряла свои корни и превратилась в странное продолжение совсем другого, отнюдь не арабского, мира. Пожалуй, только здесь за один час можно попасть из Америки в Германию, из Германии в Австрию, из Австрии во Францию, а оттуда в Британию – до того пестрый сложился «лоскутный коврик».








Даже поток машин это доказывает — они тут со всего мира. И до боли знакомые «Жигули» мелькают частенько (впрочем, их в Египте еще с советских времен знают исключительно под названием «Лада»). В Каире таких машин, правда, не так много, как в более «северной» Александрии – где, скажем, парк таксомоторов процентов на 90 представлен как раз «Жигулями». Но в обоих мегаполисах транспорт – и общественный, и личный — как на подбор, весь битый и царапанный по бокам. Ибо ездят египтяне в городах максимально близко друг к другу, расстояние между бортами транспортных средств на каирских улицах частенько не превышает десяти-пятнадцати сантиметров.
Все это автомобильное месиво бесконечно сигналит по причине того, что между машинами в самых разных местах еще и снуют пешеходы. Для последних понятие перекрестка или пешеходного перехода является чем-то крайне отвлеченным – дорогу зачастую переходят просто по прямой в нужном человеку месте, не особо заморачиваясь проблемами сидящих за рулем водителей.
Население Каира очень быстро росло в последние десятилетия. Сейчас здесь проживает как минимум вдвое больше людей, чем во второй половине прошлого века. Причинами этого являются высокий уровень рождаемости и приток населения из сельских регионов. Из-за быстрого роста населения города рядом с ним образовалось несколько городов-спутников. Многие предпочитают жить в ближайших пригородах Каира, суммарное население которых примерно равно населению самой столицы.
Новый Каир – это как раз новый город на юго-востоке столицы площадью около 30 тысяч гектаров, созданный с целью снижения перенаселённости Каира старого. Только в нем одном, по некоторым оценкам, проживает не менее 5 миллионов человек.
27 апреля 2016 года президент Египта Абдель Фаттах Аль-Сиси торжественно открыл административное учреждение Министерства внутренних дел в Новом Каире — весь комплекс которого занимает ни много ни мало 52 тысячи квадратных метров! Вот такой тут размах в строительстве.
На въезде в Новый Каир устроен развлекательный центр Cairo Festival City площадью 285 гектаров с парками, бассейнами, садами, офисными помещениями, торговыми центрами и «танцующим» фонтаном. В новом городе построены несколько мечетей и церковь Девы Марии, имеется также Коптский монастырь Святого Иоанна.
Соответственно, спрос на недвижимость в Новом Каире высок. Цена за квадратный метр в квартире может превышать 10000 египетских фунтов (чтобы было понятно – это около 640 долларов США), а для вилл – раза в два больше.
Вообще «столичная ситуация» в Египте здорово напоминает ситуацию с новой и старой столицей в Казахстане. Разница разве что в том, что население Египта уже перевалило за отметку в 100 миллионов жителей и продолжает активно расти. Рождаемость (24,3 на 1000 человек) существенно превышает смертность (5,3 на 1000 человек).
Уж куда там Казахстану с его 18 миллионами жителей. И при этом с необъятной территорией, добавлю. Площадь территории Египта, например, почти в три раза меньше!
Но — как и в Казахстане — население Египта распределено крайне неравномерно: 98 процентов населения проживают в узкой долине реки Нил, где плотность населения свыше 2000 человек на квадратный километр. Остальная часть территории — это пустыня, где плотность менее одного человека на квадратный километр. Численность же городского населения в Египте постоянно растет.
И еще в марте 2015 года министр жилищного строительства Мустафа Мадбули на Конференции по экономическому развитию Египта объявил о масштабном проекте строительства совершенно новой столицы — городе Ведиан. Перенос столицы из Каира в специально построенный для этих функций город связан с перенаселённостью более чем 20-миллионного мегаполиса, количество жителей которого, как полагает министр, в течение ближайших 40 лет вырастет ещё вдвое.
Новый город должен располагаться к востоку от Каира, в 20 километрах от его восточного пригорода Новый Каир, в слаборазвитом на данный момент районе — примерно на полпути к морскому порту города Суэц (где мы как раз и проезжали буквально несколько часов назад). То есть новая столица будет простираться вплоть до Суэцкого канала и, по планам, сможет соперничать с самыми известными бизнес-центрами мира.
Стоимость реализации проекта ориентировочно оценивалась в 45 миллиардов долларов (и это только первая очередь). Город должен стать, по идее, новой административной и финансовой столицей Египта, местом расположения основных государственных министерств и ведомств. Там собирались построить комплексы правительственных учреждений, парламентский и президентский дворцы, а также дипломатический квартал, где разместятся иностранные посольства. На территории общей площадью 700 квадратных километров будут, как предполагается, проживать до пяти миллионов человек.
В совершенно новом городе планируют построить крупнейший в мире парк, «в четыре раза больше, чем Диснейленд в Калифорнии». И выделить порядка 90 квадратных километров для «солнечных ферм» — электростанций, получающих энергию от солнечного излучения. В планах связать новую столицу с Каиром железнодорожной сетью, построить новейший международный аэропорт, возвести 25 жилых кварталов и еще отели-небоскребы на 40 тысяч номеров!


Вообще-то проект был быстро высмеян как «потемкинские деревни» и подвергнут критике за то, что объем строительства нереален и, самое главное, не было консультаций с народом, то есть народ Египта не информировали о проекте. А вот все ресурсы, дескать, следовало бы потратить на решение проблем уже существующих египетских городов.
Сам министр Мустафа Мадбули признавал, что на переговорах с инвесторами возникло очень много сложностей.
Тем не менее, в том же 2015 году проект получил своё первое финансирование в размере 5 миллиардов египетских фунтов. Правительство Египта и известная инвестиционная компания «Gulf Investment Сorporation» из ОАЭ подписали соглашение о строительстве новой административной столицы, а буквально через несколько дней египетские военные начали строить дорогу, связывающую Каир с новой столицей.
В начале следующего года было объявлено о заключении контракта на сумму 2,7 миллиарда долларов между китайской государственной инженерно-строительной корпорацией CSCEC (China State Construction Engineering Corporation) и Египтом на строительство объектов инфраструктуры. Согласно этому соглашению, в течение трёх лет CSCEC Egipt должна была построить в новой столице здание парламента, национальный центр для проведения конференций, административные здания для 12 правительственных департаментов и выставочный городок…




На сегодняшний день не все, конечно же, сложилось так, как было задумано, по вполне понятным причинам. Но, пожалуй, именно граждане нашей республики — и в первую очередь жители северной казахстанской столицы Нур-Султана (Астаны) — вполне могут оценить и размах проекта, и степень реальности его осуществления.
Даже пандемия коронавируса не остановила инфраструктурные проекты. В конце 2020 года египетско-китайский консорциум Samcrete Engineers & Contractors выиграл тендер на строительство высокоскоростной электрической железной дороги Айн-Сохна – Эль-Аламейн, стоимостью 9 миллиардов долларов. Маршрут скоростного электропоезда должен проходить через новую административную столицу и будет включать в себя 15 станций; протяженность его составит 534 километра. Между прочим, это первая электрифицированная железная дорога в Египте начиная с 1854 года (когда была запущена первая линия дороги, соединившая Каир с Александрией, и ставшая в результате первой железной дорогой на Африканском континенте).
В конце сентября прошлого года, невзирая на пандемию, в новой столице запущена первая министерская штаб-квартира – насколько мне известно, это было Министерство финансов. А уже в январе нынешнего, 2021 года, правительство начало сдавать в новом городе жилые помещения. Пресс-секретарь кабинета министров Египта Хани Юнес даже опубликовала фотографии первого сданного жилого дома – он расположен в блоке D1 и был предложен к заселению в период с 3 по 20 января. Другие здания этого блока и еще десятки других будут заселяться партиями вплоть до июня.
Поскольку правительство готовится к переезду в новую административную столицу уже к 30 июня, подрядчики сейчас стараются побыстрее закончить отделку резиденций сотрудников. Генеральный директор проекта Мохаммед Толба сообщал в начале года, что строительство зданий завершено на 92 процента и заасфальтировано уже 70 процентов дорог. Он отметил, что проект включает в себя все услуги и объекты, такие как школы, детские сады, спортивные площадки и пекарни.
В общем, строительство новой столицы продолжается. И мегапроект, не имеющий аналогов во всей Северной Африке, по всей видимости, будет завершен вполне успешно. Между прочим, официально объявлено, что только 40 тысяч из почти 7,5 миллионов (!!) государственных служащих Египта переедут в результате в новую административную столицу.
А нам, из нашего казахстанского «далека», стоит просто представить себе реальный масштаб цифр, фигурирующих во всех этих строительных проектах по расселению египетской столицы. Вдумайтесь, на минуточку – ведь количество жителей в современном Каире уже сегодня значительно превышает ВСЕ население Казахстана!..




А что, собственно, лично я знаю о Каире, по которому сейчас проезжаю? Конечно, предварительно пришлось «порыться в источниках»:
«Город был построен полководцем греческого происхождения из ближневосточного государства Фатимидов по имени Джаухар ас-Сакали. Он решил построить крепость, в которой, если бы случилась нужда, люди могли бы найти убежище и выдержать нападение врагов. И вот он приказал выстроить окруженный стеной город, в котором для его защиты постоянно держал одного из самых верных своих людей с частью своего войска. Он назвал город аль-Каира. Впоследствии Европа стала называть его Каиром».
Ну, это одна из версий возникновения города. Естественно, имеются и другие.
Рассказывают, что на месте современного города вроде как находилось древнее поселение, получившее в VII веке арабское название Эль-Фостат, то есть «шатёр» — ибо построенная в селении в 642 году самая первая мечеть по внешнему виду весьма походила на шатёр. А в 969 году был основан город, получивший название Миср-эль-Кахир. Где Миср — древнее семитское название Египта, Кахир — «крепость», а также «непреодолимый, победитель, побеждающий» (очевидно, именно таким виделся город его современникам).
В черте Каира посреди Нила до наших дней сохранился остров Рода со старейшими в стране мусульманскими постройками, дворцом Маниал, госпиталем Каирского университета и ниломером (ниломер — это специальное сооружение для измерения уровня Нила, которым пользовались ещё со времён фараонов). Неподалеку здесь еще и тихий зелёный остров Гезира (Замалек), где находятся дорогие частные виллы, многие посольства и представительства иностранных компаний, современные постройки и несколько пятизвездочных гостиниц.
Нил в черте Каира – это солидная по ширине река, чем-то напомнившая мне Волгу в окрестностях татарской Казани. Кстати, еще в XIX столетии небезызвестный Сесил Родс, бывший премьер-министр Капской колонии и основатель горнодобывающей компании «Де Бирс», мечтал соединить все британские владения в Африке железной дорогой, которая начиналась бы в Кейптауне и заканчивалась в Каире. Мечта Родса не осуществилась, но к 1930-м годам авиакомпания «Империал эйруэйз» начала выполнять рейсы между этими двумя городами. И продолжительный трансафриканский перелет завершался посадкой самолета-амфибии на водную гладь Нила как раз в черте Каира.






… Примерно в этих местах я и проплываю сейчас на прогулочном теплоходике вверх по течению великой реки. Реки, давшей жизнь одной из самых загадочных цивилизаций нашей планеты.
Нил в черте города, прямо скажем, довольно мутный и достаточно грязный. Но его мощь хорошо чувствуется на стремнинах, которые мы периодически пересекаем, лавируя посреди здешних, плотно застроенных, островов.
Вообще, говоря строго, Каир – скорее город ближневосточный. Но он также, безусловно, и африканский. Именно местоположение Каира на берегу великого Нила превращает его в африканский город. Без Нила здесь не было бы ни земледелия, ни поселений, вообще ничего. Лишь одна пустыня.
Еще Геродот отметил, что Египет — «дар нильских вод». Река, конечно же, важнейший фактор египетской и истории, и географии. Плодородная почва в пойме реки, обеспечивающая обильные урожаи, появилась в результате накопления ила после ежегодных паводков на протяжении многих тысяч лет. И значительная часть этого ила происходит из тех мест, откуда река берет свое начало — из экваториальных Кении и Танзании, из постепенно разрушающихся гор Эфиопии. А паводок тут всегда являлся отличным средством природной ирригации; данный факт прекрасно известен в Египте с глубокой древности.
Еще Нил — самая длинная в мире река: ее протяженность от истоков в горах у озера Виктория до устья на побережье Средиземного моря составляет примерно 5600 километров. А если подсчитать длину водной системы Нила в целом – то это уже 6853 километра!
Некоторое время назад, правда, бразильские и перуанские исследователи, заново пересчитав длину Амазонки, стали доказывать, что именно она является самой длинной рекой мира. Но в самой последней по времени статье, попавшейся мне на глаза, уже конкретно указывалось, что длина Нила составляет 7 088 километров, а Амазонки — 6 575 километров. Эти длины были измерены с использованием комбинации анализа спутниковых изображений и полевых исследований на местности.
Тем не менее, по состоянию на нынешнее время, тема длины обеих рек все еще остается открытой для обсуждения и продолжаются споры…






К северу от Каира река разливается на множество русел, образуя знаменитую Дельту. При этом фактически не единая капля воды из реки, протекающей через Каир, не является собственно египетской. Частью она из озера Виктория, расположенного на границе Уганды и Кении, откуда берет начало Белый Нил. Однако главный источник воды для Египта – Эфиопское нагорье, орошаемое Голубым Нилом и рекой Арбара, притоками Белого Нила. Сезонные дожди, увлажняющие это нагорье, и порождают нильские разливы, которые до строительства Асуанской плотины случались каждый год в июне и были главным событием местной крестьянской жизни.
Древние египтяне не знали, естественно, ни истоков Нила, ни причин ежегодного разлива. Но паводки имели для них принципиальное значение: по этим паводкам они составляли календарь, где новый год начинался в середине июня — когда река выходила из берегов и вода заполняла каналы, прорытые крестьянами. В сентябре, когда паводок завершался, воду в каналах удерживали при помощи малых плотин. Древнеегипетский календарь, по сути, состоял всего из трех сезонов: акхет (разлив), перет (время роста, когда вода питала ростки) и шему (засуха).
Вдоль русла реки местные жители издревле строили специальные колодцы для измерения уровня воды – ниломеры (или нилометры). По свидетельству греческого географа и историка Страбона, современника Юлия Цезаря, «ниломер — это колодец на берегу Нила, сооруженный из плотно пригнанных камней, на котором отмечаются наибольшие, наименьшие и средние подъемы воды Нила, ибо вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и опусканием воды в реке. На стенке колодца, таким образом, есть отметки — меры высших и других подъемов реки. Наблюдающие за этими отметками… задолго вперед знают, каков будет подъем, и объявляют о нем заранее. Эти сведения полезны как земледельцам для распределения воды, устройства насыпей, каналов и других сооружений такого рода, так и правителям ради оценки государственных доходов, ибо более сильные разливы указывают на то, что и доходы будут большими».
Разумеется, в наши дни ниломеры бесполезны. Асуанская плотина — последнее по времени гидротехническое сооружение, подобные которому (только гораздо меньших масштабов) постоянно строили на Ниле начиная с эпохи фараонов — позволила приручить реку. В итоге сегодня в черте Каира Нил значительно обмелел.
Река по-прежнему обеспечивает Каир питьевой водой, но ее основное назначение сегодня, пожалуй, сугубо эстетическое. Кого угодно впечатлит вереница роскошных отелей вдоль обсаженных пальмами нильских набережных. Эти отели, по словам известного социолога арабского мира профессора Андре Раймона, суть «караван-сараи наших дней — отсюда не разглядеть нищеты и грязи, которые портят великолепие Нила».
В значительной степени река облагораживает город. Американский писатель Поль Теру заметил, что в холодный февральский день, когда он прибыл в Каир, «этот город дурного воздуха и безумного уличного движения показался приятным глазу и даже привлекательным… благодаря величественной реке, неторопливо влекущей свои бурые воды».




Да, безусловно, каирские набережные — едва ли не самая красивая часть города. Здесь часто гуляют влюбленные парочки, которым исламские обычаи запрещают держаться за руки (от себя добавлю, что довольно низкие зарплаты и высокая стоимость жилья в столице предопределяют период ухаживаний, который длится обычно довольно долго — пока у влюбленных не появятся средства, чтобы поселиться вместе). По ночам река озаряется сполохами: сияют неоновые вывески отелей, мощные прожекторы подсвечивают здание оперы, на кораблях сверкают зеленые, синие и желтые огни, расцвечивающие темные нильские воды…
Вообще впечатления от Каира можно назвать – как бы это выразиться? — многообразными. Город — если совсем немного отъехать в сторону от красивых набережных, протянувшихся вдоль Нила — поражает своими контрастами, автомобильными пробками, смогом, висящим над городскими кварталами, мусорными свалками и несмолкаемым шумом.
Столицу Египта в последние годы по разного рода опросам признают одним из самых «не эстетичных» городов мира. Из-за огромного количества мусора на улицах и, конечно же, из-за характерного для этого города «недостроя». Масса многоэтажных домов пребывает в Каире в полузаконченном состоянии, хотя в них местами уже живут люди. Так выгоднее для застройщиков – не нужно платить какие-то там неслабые налоги. А чиновники в Египте (как, пожалуй, в большинстве стран мира) очень любят, чтобы им «позолотили ручку». И закрывают глаза на определенные детали бытия.
Результат, на мой взгляд, совершенно инфернальный! Недостроенные дома, целыми кварталами растянувшиеся вдоль улиц, поражают своим диковатым колоритом. Одна квартира в доме, допустим, уже заселена, и на балконе висят сохнущие после стирки вещи. Но соседняя зияет провалами пустых окон — даже рамы, не говоря о стеклах, отсутствуют! И так по всему дому, в абсолютно хаотичном порядке.








И все же момент, когда за массивами недостроенных зданий начинают маячить пирамиды Гизы, производит тем большее впечатление. Да, этот вид искупает многие другие весьма «своеобразные» ощущения!
Нужно добавить, что грязь и разруха в самых неожиданных местах сглаживаются необыкновенным оптимизмом жителей этого удивительного мегаполиса. Каир, к слову, не просто является одним из самых многонаселенных городов Африки. Здесь еще, помимо 20-миллионного населения, постоянно «тусуется», по статистике, до семи миллионов разного рода приезжих, у которых в столице свои дела. Но улыбаются и проявляют дружелюбие практически все. Улыбка и характерный жест с поднятым большим пальцем руки – можно сказать, визитная карточка столицы Египта.
Сейчас я направляюсь в сторону Гизы, и знаменитые пирамиды время от времени появляются в промежутках между высотными домами. Но отсюда, практически от самой набережной, они кажутся совсем маленькими и даже какими-то игрушечными.
Вдоль всех шоссе растут высаженные через равные промежутки пальмы, но тени от них все равно никакой: после полудня серая асфальтовая лента дороги раскаляется до марева. А ведь сейчас в этих краях сезон самой натуральной «зимы». Можно только представить, каково здесь бывает в разгар настоящего лета.
Машин в обеденное время на дорогах немного, в это время ездить стараются не слишком активно: в открытое окно ветер врывается горячий, никакой свежести не ощущаешь. Говорят, в прежние годы, еще в прошлом веке, в столице не раз вполне всерьез обсуждали переход на ночной рабочий день, чтобы самую жару проводить дома, в постели. Впрочем, определенная прослойка людей в Каире и живет большую часть года вполне «по-испански»: то есть устраивают сиесты днем, но зато вечером долго не ложатся спать, выходя из домов на улицу, после того как солнце сядет где-то за Нилом.
У испанцев ведь это не от лени, а от жары, да и не только у них. На той же Сицилии, например, без сиесты никуда. Днем крестьянин просто не сможет работать в поле – помрет; вот он и идет домой поспать, перекусить и по пути произвести еще ребенка. А к вечеру, когда самый зной спадает, возвращается к работе. И отдыхает потом дальше ночью.
Конечно, в современном мире ситуацию несколько сгладили кондиционеры. Но это только в помещениях. А вот улицы в Каире в разгар дня буквально плавятся от жары. Везде натуральное пекло — Египет, что тут поделаешь.








Остановились мы в Каире в отличном отеле «Оазис», не слишком далеко от пирамид. Что интересно, отель четырехзвездочный, но по комфорту, организации, кухне и другим составляющим я бы спокойно дал ему все пять звезд. Здесь очень уютные домики-бунгало с большим панорамным окном. Душ, банная косметика, полотенца – все на уровне, плюс удобные кровати. И очень красивая территория с множеством цветов и всяких зеленых насаждений. Везде чистота и порядок. Приятно находиться и внутри, и снаружи своего номера. Название вполне соответствует действительности (особенно в грязном Каире) – на самом деле оазис! Даже немного жалко, что отель этот для нас сугубо «транзитный». В Каире я, собственно, буду находиться всего лишь проездом…
Пока же хочется поближе рассмотреть, насколько это возможно, сам грандиозный мегаполис.
На данный момент мы проезжаем аптаун (верхнюю часть города), который, после того как на Большой Каир опускается вечерняя тьма, начинает сверкать огнями. Реклама, вывески, фары машин, гуляющие люди. Тут кроме тех, кто живет постоянно, и туристов множество – у города репутация одного из самых веселых в мире, и развлечения здесь на все вкусы. Как провинциалы каждой страны едут посмотреть столицу, так сюда тянутся люди отовсюду. Ну да, новый город, огромный, населенный миллионами людей, финансовая столица если и не всего мира, то континента уж точно.
Город, в котором есть все. Причем именно все: и хорошее, и не очень хорошее, и совсем плохое, на выбор. Иногда выбираешь ты, а иногда оно выбирает тебя. И там как повезет.
Через неделю после того, как мы покинули Каир, в информационных лентах появилось сообщение, что террористы взорвали бомбу рядом с туристическим автобусом совсем неподалеку от Гизы. Три или четыре человека при этом погибли – кажется, китайцы и один вьетнамец.
Через тот район, где произошел впоследствии теракт, мы тоже, кстати, проезжали и даже останавливались на некоторое время для посещения магазина…
От места, где мы сейчас находимся, до набережной Нила совсем недалеко, минут десять езды, не больше. И через какое-то время впереди снова начинает поблескивать в сполохах электрического света водная гладь. Солнце давно уже село, оно здесь рано садится: почти никаких сумерек, просто раз – и свет сменяется тьмой, а потом наоборот. Но вдоль Нила, на набережной, уже вовсю горят фонари, и на каждом здании гирляндами переливаются сотни лампочек, собираясь в названия и рекламу, очерчивая контуры подъездов и маркиз. Маркиза, если кто не знает — это такой архитектурный элемент фасада: лёгкий, крытый железом или стеклом, колпак или навес, иногда устраиваемый над входными дверями зданий и защищающий их от дождя и снега. Почему-то именно этот элемент весьма популярен в Каире, одном из самых сухих городов мира, как я уже упоминал.
За излучиной Нила, у нижнего острова, старый Каир когда-то уже заканчивался, а вот Большой Каир теперь только начинается. Огромный город, размерами своими обогнавший большинство других на планете, буквально за несколько десятилетий растянулся сначала вдоль реки на север от Каира старого. Потом город рывком прыгнул сначала в глубь полей на востоке и, переправившись через Нил, раскинулся так же широко по западному берегу, до самой Гизы.




Сейчас, поздним вечером, по центральным улицам в обе стороны едут уже дорогие машины, а публика на тротуарах веселая и довольная – знойный день закончился, жара спала, теперь можно идти развлекаться хоть до утра, если есть деньги и время. А время есть у многих. В египетской столице, как нигде, полно всяких богатых наследников, благополучных рантье и всяких прочих, кому ежедневный труд не нужен.
Улицы становятся все более шумными с наступлением ночи, принесшей в уставший от жары город вечернюю прохладу. Дневная деловая жизнь сменяется ночной бездельной. Вон компания молодых людей топает к вечернему клубу, откуда слышна громкая ритмичная музыка, а на открытой веранде перед ним уже собралось немало завсегдатаев. Кругом на тротуарах мужчины, одетые для вечера, с дамами и без, целеустремленно идущие куда-то или просто праздношатающиеся. Ведь мы, судя по всему, проезжаем сейчас район самых дорогих магазинов, клубов и ресторанов, где в разгаре разгульная ночная жизнь.
А наш «Оазис» расположился довольно далеко от Нила и, возвращаясь к нему, мы снова едем из центра в сторону Гизы.
Закончился даунтаун и потянулся ряд тесно стоящих городских особняков для тех богачей, кому нравится жить одновременно и в собственном доме, и близко к центру города. Богатые витрины магазинов сменяются высокими заборами из затейливо кованых решеток. А на улице заметно прибавляется пешей полиции, потому как покой обитателей здесь по-настоящему охраняют.
Несмотря на некоторую внешнюю запущенность, район однозначно считается богатым. Ощущение достатка «витает в воздухе». Просто богатство в основном скрывается за высокими заборами и стенами. А загляни в любой двор, и ты увидишь там дорогой автомобиль и все остальные признаки процветания. Сами автомобили здесь ездят не часто. Обитатели района вообще, похоже, не склонны покидать его пределы, так что машины особо и не нужны, их покупают для подтверждения статуса. А днем катаются тут все больше грузовички, возят разный заказной товар.
Дальше заборы становятся длинней, потому что там и виллы больше, и земли вокруг каждой хватает. Вдоль дороги с обеих сторон потянулись стройные ряды аккуратно высаженных пальм. Несколько раз навстречу попались чрезвычайно дорогие машины, даже скорее лимузины с шоферами – здешняя публика, похоже, именно их предпочитает прочим. И, несмотря на поздний час, они ехали как раз в сторону центра. Развлекаться, надо полагать.
Затем улица превратилась в короткое шоссе, которое и вывело нас к большим воротам со шлагбаумом. Отель «Оазис» – понятное дело, частная территория, в которую ход открыт далеко не всем. В будке у ворот сидит парочка охранников в форме: они сверяются со списком, прежде чем пропустить нас. Неподалеку от будки находится еще и большой вольер со столь же огромной лохматой собакой недружелюбного вида. Не забалуешь, однако; посторонних здесь не привечают от слова «совсем»…




Вот и закончился день в огромном городе, живущем вне времени и сезонов. Почему «вне»? А сезон здесь, по сути, всего один – бесконечное и почти всегда очень жаркое лето.
Что касается времени, то про него все могут рассказать Великие пирамиды Гизы, возраст которых по сию пору вызывает ожесточенные споры среди приверженцев разных, и далеко не беспочвенных, теорий.
Могут, но не расскажут. Потому, наверное, что ни у кого до сих пор не получилось правильно спросить.
Пирамиды молчат, а истина пребывает где-то за гранью нашего понимания.
…Уже в пять утра, сразу после раннего завтрака, мы выезжаем в сторону Средиземного моря, в Александрию. Ехать туда нужно около трех часов по добротной, недавно реконструированной трассе. Вообще в Египте практически все дороги поддерживаются в хорошем состоянии, неплохо оборудованы и постоянно развиваются.
Дорога до Александрии идет по новому шоссе вдоль Нила, с двумя полосами гладкого асфальта, ведущими в каждую сторону, и должна занять чуть меньше трех часов. Направление давно стало весьма популярным у жителей Каира, потому что Александрия приобрела славу одного из модных курортов мира. Но основной поток частных машин в ту сторону случается обычно в пятницу вечером и в субботу с утра, а пока мы все больше обгоняем и встречаем грузовики и автобусы. Справа от шоссе тянется железная дорога, по которой идут длинные составы.
А я, повернув голову, смотрю на промышленные пригороды Каира, которые вот-вот скроются за складками местности. Минут двадцать назад у самой линии горизонта промелькнули в последний раз Великие пирамиды Гизы, которые на таком большом расстоянии опять показались совсем-совсем игрушечными. Сам гигантский мегаполис раскинулся на местности настолько широко и вольготно, что даже просто для пересечения в потоке машин его окраин требуется не меньше часа, пожалуй.
Я знаю, что в Каир еще вернусь. И обязательно узнаю что-то новое и неожиданное для себя, настолько многолик и непредсказуем этот город.
Но день самого первого знакомства навсегда останется в памяти. Как почти все из того, что случается с нами впервые.

Дмитрий Фефелов,
март 2021 г.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.